После начала грузинской агрессии 8 августа 2008 года президент России Д.А. Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру. Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений, а в ответ на агрессию против Южной Осетии и убийство российских миротворцев регулярные российские воинские части с тяжелой боевой техникой: танками, гаубицами, системами залпового огня, авиацией - перешли Рокский перевал. Российские войска вошли не только в Южную Осетию, народ которой в августе 2008 года подвергся огню на уничтожение со стороны грузинских вояк, действовавших поистине с жестокостью фашистов, но и в Абхазию, чтобы предотвратить возможность повторения югоосетинской трагедии.


После наказания агрессора в соответствии с нормами международного права, непрерывно наращивается информационное давление на нашу страну, которая защитила осетинский народ от уничтожения. По сути, в августе 2008 года против России была развернута грязная информационная война. Активное участие в ней принимали прежде всего американские и британские СМИ. В материалах CNN, Би-би-си и ряда других СМИ доминировали антироссийские материалы. В США, Великобритании и некоторых других странах усилились попытки негативного формирования образа России.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. К сожалению, "пятидневная августовская война" на Кавказе показала нашу несостоятельность в отстаивании своих целей и интересов в мировом информационном пространстве.

Поэтому России в ближайшее время нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую очередь на европейском и постсоветском пространстве. Прошедшее после "пятидневной августовской войны" на Кавказе время показало, что пока российская политическая элита пытается сделать соответствующие выводы после информационной агрессии США, Великобритании и ряда других стран против России. Прошло несколько публичных мероприятий с участием ведущих российских экспертов, на которых анализировался ход информационной войны против России (17 сентября 2008 года - организованный Общественной палатой "круглый стол" "Информационная агрессия против России: методы противостояния", 2 октября 2008 года - организованная партией "Справедливая Россия" Международная конференция "Информационные войны в современном мире").

Главная проблема, которая была очевидной в ходе дискуссий, - это явная недооценка роли информационного противоборства современной российской политической элитой в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.

После принуждения Грузии и ее заокеанских покровителей к миру геополитическая и геоэкономическая роль России в мире во многом будет определяться тем, сможет ли она создать эффективную систему информационного противоборства. Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур, предназначенных для реализации информационных моделей урегулирования конфликтов.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

По нашему мнению, следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой-либо сфере, например в политической).

Информационное противоборство (борьба) - форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Военная,

Космическая.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и защиты - информационно-технические системы: системы передачи данных (СПД), системы защиты информации (СЗИ) и так далее.

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:

1. Система принятия политических и экономических решений.

2. Система формирования общественного сознания.

3. Система формирования общественного мнения.

4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.

Информационное противоборство включает три составные части.

Первая - стратегический анализ, вторая - информационное воздействие, третья - информационное противодействие.

России следует незамедлительно рассмотреть возможность создания специального организационно-управленческого и информационно-аналитического механизма (инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции по разработке и проведению информационных операций (оборонительных и наступательных).

Назрела необходимость создания в России системы информационного противоборства, частью которой должна стать внешнеполитическая пропаганда.

России для того чтобы выигрывать информационные войны, необходимо создать специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии против нашей страны.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ

1. Совет по публичной дипломатии, включающий представителей госструктур, медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО и т.д. Российский Совет по публичной дипломатии может возглавлять премьер-министр В.В. Путин.

В составе совета могут быть советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности, руководители информационно-аналитических управлений администрации президента России, секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министры информации и культуры, руководители комитетов по международным делам Госдумы и Совета Федерации, руководители ведущих общенациональных СМИ, деятели науки, образования и культуры, представители политической элиты России.

Все действия во внешнеполитическом медиапространстве должны быть скоординированы. Кроме этого, к процессу информационного сопровождения официальной российской внешнеполитической линии должен подключиться и крупный бизнес. Сегодня ни одна крупная российская компания, имея колоссальные прибыли, не в состоянии защитить свой собственный имидж от ущерба, который целенаправленно наносится рядом западных СМИ. В обязательном порядке крупный бизнес в лице ТПП, РСПП, Ассоциации малого и среднего бизнеса, отдельных корпораций, таких как "Газпром", "Роснефть" и так далее, должен участвовать в реализации информационной политики страны. Государством и бизнесом должна быть выработана единая точка зрения на ведение информационного противоборства с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

2. Советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской деятельности. Советник должен координировать деятельность информационно-аналитических подразделений администрации президента России, подразделений аппарата правительства, МИД, министерств культуры и информации, Совета безопасности России, занимающихся проблемами внешнеполитической информации.

3. Внешнеполитический государственный медиахолдинг (ВГТРК, Russia Today, "Голос России", "Маяк", РИА Новости и так далее). Целесообразно подчинение этого медиахолдинга МИД России, учитывая, а во многом и копируя американский опыт.

России необходимо восстановить свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е годы. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х годов прошлого века, например, на всем африканском континенте не осталось ни одного российского корреспондентского пункта, ни одного представительства отечественных информационных агентств. Сегодня эту "информационную нишу", которую мы покинули после распада СССР, активно заполняет Китай.

Впрочем, отрадно, что провал 90-х годов был осознан российским руководством. С приходом к власти президента В. Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций. Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 году. В СССР выделялись огромные деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на создание советского спутникового телеканала не нашлось.

Советская политическая элита недооценивала фактор информации. А CNN наращивал свое влияние. Как сказал один американский генерал в 1991 году, во время операции "Буря в пустыне", пока CNN не скажет, что мы выиграли войну, мы ее не выиграли. И это соответствует действительности. Многие сюжеты "победных" действий американских войск были сняты совсем не на поле сражений, а в штате Невада силами специалистов Голливуда, который великолепно умеет имитировать ведение боевых действий. Вспомним хотя бы известный случай с освобождением рядовой Джессики Линч уже во время второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод являлся пропагандистской акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз демонстрирует всю мощь информационного оружия.

Таким образом, 26 лет отделяют нас от CNN, за годы нашей "информационной спячки" нашли свои ниши Би-би-си и Foxnews, глобальными каналами стали Al Jazzira и Euronews. Сегодня задача, конечно же, заключается в том, чтобы резко увеличить вещание нашего спутникового канала, и, помимо планируемого иновещания на испанском языке, необходимо рассмотреть возможность организации трансляций на китайском языке. С точки зрения выстраивания информационной стратегии необязательно, чтобы вещание на китайском языке велось круглосуточно. Желательно начать вещать хотя бы по два часа в день. Здесь мы можем опередить наших конкурентов. Пока эта ниша пуста, и мы обязаны занять ее первыми.

Кроме того, нужно подумать также о Бразилии и Индии, где мы, обеспечивая наши политические и экономические интересы, должны предоставлять соответствующее информационное сопровождение.


В существенной активизации нуждается латиноамериканское и африканское направления. Создавая в этих регионах информационно-культурные центры и насыщая их соответствующей продукцией, мы обеспечим нашей стране положительный имидж.

Ни в коем случае нельзя забывать и Старый Свет.

Сегодня свои экономические интересы обеспечивают информационными средствами различные страны. Интересен в этом плане пример Великобритании, с которой сегодня у нас весьма непростые отношения. Однако в отличие от РФ, которая по линии МИД выделяет на информационно-культурные и разъяснительные программы около 6,2 млн. долларов США в год, Великобритания на эти цели расходует 862 млн. долларов США. Естественно, что британские интересы в России и других странах мира весьма эффективно прикрываются и защищаются информационно.

Так, например, перед нашим великим праздником, Днем Победы, на телеканале НТВ 5 мая 2008 года был очень позитивный репортаж, но не о российской армии и ее достижениях, а о британской. Было детально рассказано о воинских буднях принца Гарри в рядах британской армии, о ее традициях и прочем.

Случайность ли, что как только начинаются какие-то действия российских официальных органов, которые якобы ущемляют британские бизнес-интересы, сразу же появляется волна публикаций о росте авторитаризма в России, нарушении прав человека? Примечательно, что в таких кампаниях участвуют и достаточно авторитетные издания, такие как The Economist, Financial Times. Мы, конечно, не можем заявлять, что эти и другие СМИ получают деньги от правительственных источников, но имеются явные совпадения вала антироссийских публикаций (поводом для которых стали так называемое дело Литвиненко, ситуация вокруг деятельности в РФ Британского совета и др.) с вполне легитимными действиями официальных структур России.

Лучшим ответом, на мой взгляд, представляется грамотное использование этого опыта для защиты российских национальных интересов. Прежде всего нам нужно сделать выводы в плане финансирования информационных программ по линии МИД, Росзарубежцентра, а также наших немногочисленных средств информационного противоборства, прежде всего Russia Today и "Голос России".

Внешнеполитический государственный медиахолдинг должен установить конструктивное взаимодействие с каналом Euronews. Вещание на русском языке этого телеканала, созданного в 1993 году, началось в 2001 году.

Сегодня ВГТРК с 16 процентами акций в акционерном капитале компании - один из пяти крупнейших акционеров Euronews, наряду с телекомпаниями Франции, Испании, Италии и Швейцарии.

С учетом того, что Россия в лице ВГТРК - крупнейший акционер и финансовый донор этого канала, необходимо проанализировать весь информационный поток новостей европейского телеканала. Ведь в эфире евроновостей очень мало позитивной информации о России. А во время агрессии Грузии против Южной Осетии по этому телеканалу шли только антироссийские комментарии, порой переходящие рамки приличия (например, 14 августа телеканал показал кадры разрушенного Цхинвала, а строка внизу сообщала, что это разрушенный Гори). Получается, что Россия платит большие деньги, а за это получает нейтральную или негативную информацию о нашей стране, или таковая вообще отсутствует. А ведь по экспертным оценкам в Европе, где Euronews является лидирующим информационным каналом, его смотрят 168 млн. семей, то есть около полумиллиарда зрителей.

3. Государственный интернет-холдинг.

Необходимо создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов, видеоигр и прочего для активного распространения в сети Интернет. Он бы финансировался частично за счет государства, частично за счет бизнеса. Не так давно Китай обошел США по числу пользователей Интернета: в Поднебесной - 253 миллиона, в Штатах - 220. Китайцы ставили эту задачу и целенаправленно ее добивались к Пекинской Олимпиаде. Напомню, в России 40 миллионов пользователей Интернета.

В наши дни уже появилось интернет-телевидение. Все ведущие телеканалы имеют сайты с интернет-вещанием. Сошлюсь и на свой собственный опыт. Я почти не читаю газет на бумажном носителе, а знакомлюсь с их содержанием через Глобальную сеть. Это гораздо быстрее и удобнее. Новый импульс развитию Интернета дает и мобильная связь.

4. Информационный антикризисный центр.

Власть России должна умело управлять информационными потоками, наладив конструктивное сотрудничество со СМИ, российскими и зарубежными. Должна быть исключена ситуация 8-11 августа 2008 года, когда даже в новостных программах на российских государственных телеканалах Саакашвили показывали больше, чем лидеров России. За счет заблаговременно подготовленных информационно-пропагандистских операций противнику удалось некоторое время навязывать свои комментарии происходящих событий.

На принципах системности и многоуровневости должна быть построена информационная деятельность российского государства на федеральном, региональном и международном уровнях. Власть должна своевременно, в режиме реального времени предоставлять свои комментарии к происходящим событиям в мировое информационное пространство. Власть должна уметь эффективно применять преднамеренные утечки государственными структурами в масс-медиа "сенсационной информации". Суть подобной обоюдовыгодной "сделки" заключается в создании посредством подобных публикаций (репортажей) благоприятного имиджа России в мировом информационном пространстве.

Важным аспектом являются необдуманные, нескоординированные, неполные, подверженные двоякому толкованию комментарии происходящих событий, касающиеся конфликтных регионов. В этом случае неподготовленные выступления перед прессой, интервьюирование "на ходу", неопределенность формулировок в конечном итоге осложняют ситуацию, порождают слухи и недоверие к властям. Такая "информационная среда", кроме того, способствует дестабилизации обстановки в стране. Власть должна была заранее разработать и внедрить ряд "домашних заготовок". Ведь конфликты развиваются, как правило, на протяжении длительного периода времени. Суть информационных моделей урегулирования конфликтов должна заключаться в оперативном "вбросе" в СМИ заранее подготовленных комментариев для урегулирования ситуации.

5. Система информационного противодействия.

Автор предлагает рассмотреть возможность создания системы противодействия информационным операциям геополитических противников России, включающей ресурсы как государства, так и крупного бизнеса, институтов гражданского общества.

6. Система НПО - сеть неправительственных организаций России, действующих на территории стран СНГ, ЕС, США (по американской модели - в России действуют многочисленные американские неправительственные организации, финансируемые правительством США).

7. Система подготовки кадров для ведения информационного противоборства. Необходимо определить основные вузы для многоуровневой подготовки специалистов - Дипломатическая академия МИД России, РАГС - руководители, высший уровень управления. Средний уровень управления - МГУ, ВШЭ, МГИМО.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

1. Постоянный контроль своих действий, поступков и возможностей.

2. Соблюдение всех известных требований конфиденциальности.

3. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

4. Осторожность и скрытность.

5. Собственная система получения и анализа информации.

6. Постоянное самосовершенствование.

7. Противодействие информационным операциям противника.

Россия должна иметь команду информационного реагирования, или информационный спецназ.

Идею информационного спецназа автор впервые выдвинул в 2003 году в своей книге "Информационная война и Третий Рим". К сожалению, авторская идея была реализована не в России, а в США Карэн Хьюз, многолетним советником американского президента Дж. Буша.

Главная задача информационного спецназа - готовность к эффективным действиям в условиях возможного кризиса, что обеспечивается тщательной предварительной подготовкой, планированием, а также наличием людей, способных реализовать намеченное. Конечно же, все распланировать невозможно, как невозможно и полностью контролировать человеческую сущность и окружающий ее мир. Важно одно - знать, что нужно делать в каждый конкретный момент развития кризисной (аварийной) ситуации.

Система информационного противоборства может и должна функционировать на четырех уровнях: общефедеральном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

Чтобы объединить весь комплекс мероприятий в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках организационно-аналитической системы (ОАС). Она представляет собой систему управления проведением мероприятий и программ информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Функции ОАС:

1. Исследовательско-диагностическая.

2. Аналитико-прогностическая.

3. Организационно-управленческая.

4. Методическая.

5. Консультативная.

6. Профилактическая.

7. Контрольная.

8. Коррекционная.

Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационной войны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны: Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны-учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационных источников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов - с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес.

Подводя итоги, хочу отметить, первое, что нам целесообразно сделать в ответ на усиливающееся информационное давление, - создать государственную систему информационного противоборства с участием крупного бизнеса, которая была бы способна аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия. Второе - нужно резко усилить финансирование программ информационного противоборства. Мероприятия информационного противоборства должны финансироваться по принципу главного приоритета. Сегодня финансирование программ информационного противоборства более важно, чем финансирование программ ядерного сдерживания. Информационное оружие более опасно для России, чем оружие ядерное. И это необходимо признать политической элите России.

Третье - следует создать частно-государственную систему управления проведением мероприятий информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Четвертое - необходимо начать частно-государственный процесс формирования позитивного имиджа России за рубежом, прежде всего в Европе. Российский национальный бизнес должен перейти от стратегии покупки футбольных клубов к стратегии покупки крупнейших мировых СМИ для изменения их антироссийской информационной политики. Например, в Польше более 90 процентов СМИ принадлежат представителям иностранных государств, активно участвующих в информационной агрессии против России. Поэтому и большинство публикаций о России в польских СМИ негативного характера.

Пятое - расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира. Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания). Например, в одной Германии живет около 300 тысяч граждан России и несколько миллионов русскоговорящих. Наши соотечественники проживают во многих странах мира, и работа с ними должна быть активизирована. Наглядным примером в этом отношении является не совсем дружественная нам Польша, которая некоторое время назад ввела так называемую специальную "карту поляка". Я уже писал об этом, поэтому напомню кратко. Эта карта дает возможность всем полякам, проживающим за территорией Польши, иметь льготы при посещении своей родины. Мы вполне могли бы ввести "карту русского", которая позволяла бы при посещении России нашему соотечественнику иметь право на льготный билет, возможность посещать по сниженным ценам основные центры туризма. Тем самым мы существенно усилим процесс информационного и культурного обмена.

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. 15 , С. П. Расторгуев , В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления… Категория: Разное Серия: Школьная программа Издатель:

Информационные войны, СИО и АІА являются формами ведения информационного противоборства (ИП). Следует отметить, что IB состоят из определенного количества СИО и АІА, согласованных между собой целью и упорядоченных во времени, но СИО и АІА могут и не быть составляющими IB. ИП в научных кругах принято различать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле информационное противоборство - это форма борьбы, которая представляет собой совокупность специальных (политических, экономических, дипломатических, технологических, военных и иных) методов, способов и средств выгодного воздействия на информационную сферу объекта заинтересованности и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

В узком смысле информационное противоборство (в военной, оборонной сферах) - это комплекс мероприятий информационного характера, осуществляемых с целью захвата и удержания стратегической инициативы, достижения информационного превосходства над противником и создание благоприятного пропагандистского почву во время подготовки и ведения боевой и другой деятельности вооруженных сил.

Виды ИП: информационно-техническое и информационно-психологическое (ИПП). Главными объектами воздействия информационно-технического противоборства е системы телекоммуникаций и связи, радиоэлектронные средства и тому подобное. Объектом информационно-психологического воздействия остаются сознание и психика населения и личного состава вооруженных сил, спецслужб противника и системы формирования общественного мнения и принятия стратегических решений.

ИПВ предполагает целенаправленную разработку и распространение специальной актуальной информации, способной оказать непосредственное или косвенное влияние на общественное сознание, психологию и поведение населения, военнослужащих. При этом информация психологического и пропагандистского типа может быть не только устного, печатного, письменного, аудио и визуального происхождения, но и экстрасенсорного, телепатического и другого, рассчитана прежде всего на подсознание реципиента воздействия.

ИП ведется на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. На стратегическом уровне ИП планируют и координируют высшие органы государственной власти. На оперативном и тактическом уровнях эта деятельность проводится силами и средствами вооруженных сил, спецслужб, а также общественно-политических институтов государства.

Информационная война (ИВ) - форма ведения ИП между различными субъектами (государствами, неправительственными, экономическими или другими структурами), который предусматривает проведение комплекса мероприятий по нанесению ущерба информационной сфере конфронтуючої стороны и защиты собственной информационной безопасности.

Задания И:

o создание атмосферы бездуховности, негативного отношения к культуре и историческому наследию в обществе конкурента или врага;

o манипулирования общественным мнением и политической ориентацией населения государства с целью создания политического напряжения и состояния, близкого к хаосу;

o дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью разжигания конфликтов, стимулирование недоверия, подозрения, обострение вражды, борьбы за власть;

o провоцирование, применение репрессивных действий со стороны властей в отношении оппозиции;

o снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

o введение населения в заблуждение относительно работы государственных органов власти, подрыв их авторитета, дискредитация их действий;

o провоцирование социальных, политических, национально-этнических и религиозно-конфессиональных столкновений;

o инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста и неповиновения;

o создание или усиление оппозиционных группировок или движений;

o дискредитация фактов исторической, национальной самобытности народа; изменение системы ценностей, определяющих образ жизни и мировоззрение людей;

o умаление и нивелирования признанных мировых достижений в науке, технике и других отраслях, преувеличение значения ошибок, недостатков, последствий ошибочных действий и неквалифицированных правительственных решений;

o формирование предпосылок к экономической, духовной или военного поражения, потери воли к борьбе и победе;

o представление своего образа жизни как поведения и мировоззрения будущего, которые должны подражать другие народы;

o подрыв морального духа населения и, как следствие, снижение обороноспособности и боевого потенциала;

o осуществление иного деструктивного идеологического воздействия;

o нанесение ущерба безопасности информационно-технической инфраструктуры (машинно-техническим средствам, программному обеспечению, сетям передачи данных, средствам и режима защиты от несанкционированной утечки информации);

o защита от другого деструктивного ИПВ и ИТВ.

Основная задача ИС (между государствами) - осуществление непосредственного негативного разрушительного влияния на совокупную политическую мощь государства путем ослабления ее реальных и потенциальных возможностей по обеспечению собственной безопасности, создание трудностей во внутреннем развитии и проведении активной внешней деятельности, а также в поддержании международных связей, нанесение ущерба политическому имиджу, то есть ослабление правящей элиты, установленного ею социально-политического режима или даже содействие устранению последней от власти.

Рассмотрим объекты посягательств ИС. В целом объект - то, на что направлено определенную деятельность, а в нашем случае - то, на что субъект ОВ пытается повлиять с целью достижения положительного результата для него. Итак, главный объект, на котором концентрируется непосредственный информационный деструктивное влияние в рамках мероприятий ИВ, - общественное мнение и сознание отдельного человека.

Объекты посягательств ИС делятся на:

o общие объекты;

o специальные объекты;

o объекты разведывательных устремлений.

К общим объектам можно отнести правопорядок, нормальное функционирование органов власти и управления, мобилизационную готовность и боеспособность вооруженных сил, органов безопасности и правоохранительных структур, налаженные внешнеполитические связи, международный авторитет государства.

специальных объектов - можно отнести общество в целом и отдельные его слои, прослойки, группы лиц, отдельных их представителей. Это может быть тот или иной этнический или социальный слой или даже специфические группы лиц, например, представители маргинальных элементов, в частности осужденные, бомжи, сектанты, политизированные радикалы из числа националистов, анархистов и тому подобное.

o средства массовой информации и коммуникации, информационные агентства,

независимые аналитические центры и исследовательские учреждения, которые постоянно занимаются освещением ситуаций, которые возникают в государстве, регионе и мире, осуществляют анализ и прогнозирование возможного хода событий, тенденций в различных общественно-политических, геополитических, геоэкономических и геостратегических процессах;

o соответствующие подразделения министерств, ведомств или других органов государственного управления, на которые возлагается обязанность налаживание и поддержание связей с общественностью и информирования последней относительно деятельности указанных учреждений, а также другие объединения граждан, которые выступают от имени своих членов. Такими структурами являются политические партии и блоки, общественные организации, профсоюзы и тому подобное, которые определенным образом влияют на политические процессы в государстве.

Итак, основными объектами деструктивного информационного воздействия е:

o идеологически-психологическая среда общества, а связано с использованием информации, информационных ресурсов и информационной инфраструктуры для оказания воздействия на психику и поведение людей;

o информационные ресурсы, которые раскрывают духовные, культурные, исторические, национальные ценности, традиции, достояние государства, нации в различных сферах жизни общества;

o информационная инфраструктура, то есть абсолютно все промежуточные звенья между информацией и человеком;

o система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, общепринятые правила поведения и тому подобное);

o система формирования общественного мнения;

o система разработки и принятия политических решений;

o сознание и поведение человека.

Несмотря на все, главным объектом поражения остается человек, скрытое воздействие на которую осуществляется через ее нервную систему и психику, в основном на подсознательном уровне. При этом используется двойная психобіологічна природа информации. Так, "комфортная" на уровне психобиологического восприятия информация может повлечь вред на психосоціальному уровне или наоборот, "интересная" - привести в неосознаваемых психобіологічних неурядиц, стимулируя девиантное поведение личности и разрушать положительные социальные тенденции в обществе.

Целенаправленное информационное воздействие на население предусматривает господствующее положение субъекта ИС во всех сферах жизнедеятельности другого государства: экономической, политической, психологической, религиозной, научно-технической, художественной, а также межнациональных и международных связей. Рост эффективности мер непосредственного подрыва, в частности ИС, достигается за счет установления контроля над Информационным пространством иностранной страны, точности и целенаправленности таких акций с учетом необходимого объема и уровня достоверности информации, что приходится, степени дифференциации населения по системам материальных и духовных ценностей, способности адекватно воспринимать сведения и реагировать на них, а также политической, экономической, етнорелігійної и другой ситуации в государстве и регионе.

Согласно определению ИС следует сделать акцент на том, что объект направляют на такое поведение, которое по своей сути является противоположной его интересам. Когнитивный характер операции определяется введением в сферу жизнедеятельности определенного лица или группы новых элементов, которые должны привести к изменениям в деятельности этих лиц (групп). Способы введения такого рода элементов способствуют образованию методов и соответствующих форм ИС. Силы и средства, которые используются в процессе их имплантации, можно определить как такие, что применяются во время проведения определенного мероприятия непосредственного подрыва.

в настоящее время есть огромное количество разнообразных технологий осуществления негативного влияния на духовно-идеологическую сферу жизнедеятельности общества. их могут применять спецслужбы иностранных государств, террористические организации, политизированные радикальные группировки, криминальные структуры, транснациональные корпорации и другие формальные и неформальные участники современных международно-правовых отношений. По крайней мере, возможность такого использования кажется достаточно реальной.

Кроме этого, характер деструктивных воздействий на информационное пространство, то есть на процессы получения, обработки, хранения и распространения информации любого вида, определяет три формы ИВ:

o влияние на форму сообщений, механизмы их передачи, хранения, обработки данных и тому подобное;

o блокировка передачи сообщений;

o влияние на содержание сообщений путем проведения СИО и АІА. Институт национально-стратегических исследований США и некоторые западные эксперты и ученые выделяют семь составляющих элементов ИС:

1. Стратегия и тактика нейтрализации органов управления противника (командная война).

2. Разведывательная война.

3. Электронная война.

4. Психологическая война.

5. Компьютерная война.

6. ИС в экономической сфере.

7. Информационный терроризм.

Основными компонентами ИС в военной сфере принято считать:

o разведку;

o контрразведку (прежде всего противодействие разведке противника, включая маскировку и дезинформацию);

o радиоэлектронную борьбу;

o автоматизированное управление войсками и оружием;

o выяснения государственной принадлежности военных объектов, их идентификацию;

o навигационное обеспечение своих войск (сил) и средств;

o морально-психологическое обеспечение действий своих войск (сил), психологическую борьбу (подавления) противника.

Информационное воздействие на личность, общество и государство во время ИС осуществляется с помощью информационного оружия (С). Теоретики относят к этому виду оружия широкий спектр мероприятий и средств информационного воздействия на противника - от дезинформации и пропаганды до средств радиоэлектронной борьбы.

Приведем некоторые часто используемые в публикациях определения информации оружия:

o комплекс специфических программно-информационных средств, созданных для поражения информационного ресурса противника;

o средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним незаконных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государства;

o средства преодоления систем защиты, средства дезорганизации работы технических средств и компьютерных систем;

o технические или программные средства для обеспечения несанкционированного доступа или, наоборот, ограничения доступа к информационной базе данных; нарушение штатного режима функционирования технических средств и программного обеспечения, а также вывод из строя ключевых элементов инфраструктуры отдельного государства или региона.

В некоторых источниках сущность С определяется через развитие информационных технологий, которые обеспечивают возможность системам (индивидам, общественным или политическим группировкам, государствам) с более высоким уровнем информатизации управлять системами с несколько более низким уровнем информатизации, направляя их деятельность в своих интересах под постоянным информационным контролем.

Наиболее удачным, на наш взгляд, является следующее определение: информационное оружие - это разновидность оружия, главными элементами которой являются информация, информационные технологии (в частности технологии информационного воздействия), информационные процессы и технические средства, применяемые в Ш.

сегодня с помощью информационного оружия противоборствующие стороны способны решать стратегические задачи, в частности: наносить серьезный ущерб национальным интересам, подрывать основы государственности; дискредитировать органы власти и усложнять принятие ими важных решений, парализовать управление страной в кризисных ситуациях; создавать атмосферу напряженности в обществе, спровоцировать социальные, политические, национальные и религиозные беспорядки, инициировать забастовки, массовые беспорядки и другие акции экономического протеста; создавать атмосферу бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию; дезорганизовывать техносферу, экономику, систему коммуникаций; подрывать международный авторитет государства, препятствовать ее сотрудничеству с другими странами.

В оборонной сфере С объектами являются, во-первых, информационные ресурсы стратегического управления, научно-исследовательских подразделений, военно-промышленного комплекса, во-вторых, системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение, в-третьих, информационные инфраструктуры, в том числе центры обработки и анализа информации штабов, пункты управления, узлы и линии связи силовых структур, в-четвертых, морально-психологическое состояние войск.

Информационно-техническое противоборство тоже является важным аспектом нынешней ИП. В современных условиях, когда происходит бурный рост темпов развития не только средств массовой информации и коммуникации, но и вычислительной техники, автоматизированных систем управления, электронных средств информационного обмена, в частности международной глобальной информационной сети Интернет, появились принципиально новые приемы и методы подачи информации.

Таким образом, С может служить эффективным средством уничтожения, изменения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных сетей, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государственных структур.

Главной задачей является, по ярким выражением М. А. Булгакова, "разруха в головах", которая опаснее разруху в экономике, потому что потеря национальных, духовных ценностей ведет к вырождению народа и краху общества. Объектами С е: психика и сознание населения, информационно-технические системы, информационные ресурсы.

В современной научной литературе выделяют такие виды: психотронна ("психофизическая"), средства программно-математического воздействия на функции ЭВМ, информационные материалы.

Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

  • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
  • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
  • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

  • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
  • представителей некоммерческих организаций;
  • известных блогеров;
  • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
  • родителей и родственников террористов;
  • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
  • известных спортсменов.

Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

  1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
  2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

    Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
  3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
  4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
  5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
  6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
  7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
  8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.

Понятия «информационное противоборство», также как и понятие «информационное оружие» не имеет единого определения. Различные авторы в своих публикациях трактуют его по-разному. Так, например, Манойло А.В. в своей работе «Государственная информационная политика в особых условиях» приводит следующую трактовку:

Информационное противоборство – это соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Ю.Е. Кулешов и Н.П. Шеховцов в своей статье «Информационное оружие: теория и практика применения в информационном противоборстве» определяют информационное противоборство как специальные комплексные контрмероприятия, направленные на упреждение, профилактику, опережение и защиту от деструктивных замыслов противника на разум человека, принимающего управленческие решения. Коллектив авторов под руководством В.Л. Манилова трактует информационное противоборство (борьбу) как форму борьбы сторон, пред­ставляющую собой целенаправленное использование специальных способов и средств для воздействия на информационные ресурсы противостоящей стороны и защиты собственных в интересах дости­жения поставленных целей. Широкое распространение информационных войн берет начало от развития информатизации, ЭВМ и коммуникаций. Кроме того, скачок в изучении человеческого мозга и его психофизиологии дал старт развитию информационного оружия, направленного на подрыв психики человека. И наконец, научно-технические достижения способствовали созданию нового типа оружия, используемого в информационном противоборстве. Информационное противоборство, как и любая другая война, предполагает наступательные и оборонительные действия. Наступательные действия осуществляются посредством рассматриваемого нами информационного оружия. Средства ведения информационного противоборства подразделяются на: физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные . К информационному оружию физического действия относятся средства, предназначенные для воздействия на элементы информационной системы (противорадиолокационные ракеты, графитовые бомбы, биологические и химические средства). Информационные методы воздействия реализуются посредством совокупности средств массовой информации и мировых информационных сетей. Основным объектом информационных методов являются люди. При правильном применении информационно-психологических методов воздействия на психофизическое состояние населения, можно подорвать стабильность всего государства. Средствами реализации программно-технических методов выступают компьютерные вирусы, логические бомбы и другие средства проникновения в информационные сети. Радиоэлектронные методы воздействия предполагают средства радиоэлектронной разведки. Основная цель данного вида информационного оружия – контроль информационных ресурсов противника или вмешательство в его систему с целью ее дезорганизации.

Таким образом, все вышеперечисленные средства применения информационного оружия в информационном противоборстве направлены на поражение объектов противника, в основном с целью их подавления.

Каждое из них использует основные методы ведения информационного противоборства. К таким методам относятся поражение элементов информационной инфраструктуры, уничтожение информационных ресурсов противника, захват СМИ, воздействие на компьютерное оснащение, ухудшение психического состояния людей и др.

Сейчас идет явная информационная война между Россией и Украиной. На основе этой политической ситуации обоими сторонами используются различные средства и способы ведения информационного противоборства. Вооруженные конфликты на Украине начались еще в мае 2014 г., но информационная война, которую ведут российские, украинские и западные СМИ, находится на своем пике и не сбавляет обороты и по сей день.

Одним из основных проявлений информационной борьбы является то, что ситуация, складывающаяся между странами, с разных сторон интерпретируется по-разному. Когда заинтересованная сторона сообщает одну новость для своего населения, другая, не менее заинтересованная, сторона представляет эту же информацию совершенно в другом ключе.

Достаточно включить любой новостной канал или посмотреть ленту информагентств: везде говорят о несоблюдении прав русскоязычных на территории Украины, об обстреле мирного населения со стороны украинской армии. Противоположная сторона, то есть Киевская власть, заявляет абсолютно другое, говоря о провокации со стороны России.

Различные высказывания политических деятелей, в сторону российско-украинских отношений в социальных сетях можно рассматривать как вид информационного оружия, направленный на воздействие на психику человека. И оно имеет свои плоды, поскольку, в большинстве своём, пользователями Интернета и социальных сетей является молодежь. Именно молодежь выступает наиболее уязвимой частью населения любого государства, она в большей степени подвергается влиянию со стороны профессионалов в ведении информационного противоборства. Так, в очередной раз, основой ведения информационного противоборства становится воздействие на человеческое сознание с целью развязывания межнациональной розни.

Проблема информационного противоборства достаточно широко освящена в работах многих исследователей, отсюда и большое количество определений понятия.

Информационное противоборство прочно заняло свою нишу не только в военной, но и в мирной жизни. Например, проведение избирательной кампании, особенно президентской, со временем превращается в открытую информационную войну, которая преследует одну цель – уничтожить своего противника, используя информационные методы, хоть и не в физическом смысле. Информационное оружие использует разные средства воздействия в зависимости от своего вида. Так, средства и методы подразделяются на физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные. Нынешняя ситуация, сложившаяся на мировой политической арене является ярким примером ведения информационной войны. Основным, по нашему мнению, способом ведения такого противоборства выступает борьба СМИ за информацию. Российская и украинская публика получает одну и ту же информацию с разных точек зрения, что способствует подрыву авторитета государств и введению населения в глубочайшее заблуждение.


Close